Советы тем, кто хочет открыть свою чайную
Считайте бюджет. Рассчитайте, какая нужна подушка. Учитывайте затраты на оборудование и закупку товара. Помещение, скорее всего, будет арендуемое. Закладывайте подушку на полгода — на аренду, зарплаты, налоги. Одна из основных составляющих бюджета — затраты на ремонт. Попробуйте поговорить с арендодателем и оптимизировать эти расходы. Может быть, что-то он компенсирует. А что-то возмещать не будет, скажет «делай сам».
Стоит договариваться об арендных каникулах. Мне в этом отношении очень повезло — мой арендодатель в Воронеже очень сильно идёт навстречу. За время пандемии мы год платили аренду 50%.
Попытайтесь найти свою концепцию. Если она похожа на другие, ищите свою фишку, с помощью которой можно будет привлечь людей. Если у вас есть, чем взять, есть харизма, и вы этого не стесняетесь, используйте её. Если вы готовы общаться, быть искренними с гостями, выходите в свет. Для меня это важная часть работы.
Внимательно относитесь к людям, которых вы нанимаете. Относитесь к ним как к своим компаньонам, партнёрам, своей команде. Лишние уйдут. Останутся только те, кто будет дорожить тем, что они делают.
Что касается чая, тут главная рекомендация — пробовать, а не просто выбирать, что подешевле. Чайные проекты появляются и исчезают. Они часто предлагают некачественный продукт. Вот человек попробовал пуэр, посмотрел, что он стоит в магазине 1 000 рублей, а потом нашёл на AliExpress и пуэр за 100 рублей. В итоге ему присылают гадость, которую пить невозможно. А он закупился на 50 000 рублей и думает: «Всё, сейчас как раскручусь и через год куплю себе рендж ровер последний». А ни фига, не работает так.
Именно поэтому проще начинать работать с российскими поставщиками. Тебе либо кто-то предоставит пробники, либо у кого-то ты сможешь купить чуть-чуть и понять, что за качество продукта. При этом, конечно, нужно самому хоть чуть-чуть пить чай и хоть чуть-чуть начать его изучать.
К сожалению, это не тот бизнес, в который можно вложить денег и сразу обогатиться. Можно вложить очень много денег, найти сильную команду и открыть какую-нибудь суперкрутую чайную. Но важно понимать: чайная — долгоиграющий проект. Потому что чай — не тот продукт, который люди ищут сами. Чай — это тот продукт, к которому человека необходимо привести. Но человек, однажды попробовавший качественный чай, с трудом потом будет на ежедневной основе пить чай из пакетика.