1579 0 0

Доставка, продажа навынос и через магазины: как заведению организовать это правильно

Роспотребнадзор продолжает проверять, как заведения работают в условиях эпидемии коронавируса. Особое внимание инспекторы уделяют соблюдению санитарных норм по доставке и продаже навынос.

Рассказываем, как маркировать продукцию, соблюдать требования к упаковке и какие внутренние документы должны быть в заведении, чтобы правильно организовать доставку и обслуживание навынос. А также о необходимых документах, чтобы вы могли продавать продукцию через магазины, и заявлениях в налоговую, если у вас нет подходящих кодов ОКВЭД для этих видов деятельности.

Виктория Жихарева
Эксперт по сервисным и производственным рискам, создатель проекта риск-ориентированного менеджмента в сфере HoReCa.
Представитель Ассоциации кулинаров и рестораторов Свердловской области.
Опыт в HoReCa — 15 лет.


Маркировка блюд и напитков

Требование к маркировке блюд и напитков установлено техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки».

Продавая готовые блюда и напитки через доставку, навынос или магазины, вы должны нанести маркировку. Это можно сделать, наклеив этикетку на упаковку или приложить лист-вкладыш.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

  • название продукта;

  • его состав;

  • количество или вес в таре;

  • дата изготовления;

  • срок годности;

  • условия хранения;

  • наименование и адрес производителя;

  • рекомендации и ограничения по использованию;

  • показатели пищевой ценности (белки, жиры, углеводы, калории);

  • сведения о компонентах ГМО;

  • сведения о пищевых добавках;

  • особые свойства продукции;

  • единый знак обращения в Таможенном союзе (при его наличии). 

Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, должны маркироваться надписью «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией».


Требования к таре и упаковке

Требование к таре и упаковке установлены техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011«О безопасности упаковки».

На всю тару и упаковку, в которых вы продаёте навынос или доставляете еду и напитки, должны быть декларации и сертификаты соответствия. Их вам должен передать изготовитель или продавец упаковки вместе с другими сопроводительными документами.

Сопроводительные документы на тару и упаковку должны содержать следующую информацию:

  • наименование упаковки и изделий, предназначенных для укупоривания упаковки и сохранения её содержимого (укупорочные средства);

  • назначение упаковки (укупорочных средств);

  • дата изготовления (месяц, год);

  • срок хранения (если установлен изготовителем);

  • наименование и местонахождение изготовителя, контакты для связи с ним;

  • наименование, местонахождение, контакты для связи уполномоченного изготовителем лица, импортёра (при их наличии);

  • условия хранения, транспортирования, возможность утилизации;

  • способ обработки (для многооборотной упаковки).


Упаковка и укупорочные средства должны иметь:

1. Маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Таможенного союза. Эта маркировка проставляется в сопроводительной документации.

Единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза


2. Маркировку с цифровым кодом и (или) буквенным обозначением материала, из которого изготовлена упаковка (укупорочные средства), а также символы — «стакан с вилкой» и петля Мебиуса.

Маркировка наносится на упаковку и (или) сопроводительную документацию. В последнем случае вы должны сами нанести на ярлык (этикетку) маркировку, которая указана в  сопроводительной документации, и наклеить этот ярлык (этикетку) на упаковку.

Примеры с цифровым кодом и (или) буквенным обозначением материала упаковки из ТР ТС 005/2011

Этот символ обозначает, что упаковка предназначена для контакта с пищевой продукцией

Петля Мебиуса обозначает, что упаковку можно утилизировать


Внутренние документы заведения

У вас в заведении должны быть внутренние документы, где описано следующее:

  • все моменты порционирования блюд и напитков (например, в каком виде добавлять соус к заказу — класть непосредственно в блюдо или в отдельную упаковку);

  • как происходит контроль объёма и температуры выхода блюд и напитков;

  • как происходит сборка и оформление блюд для доставки и продажи навынос;

  • в какую тару и упаковку помещаются блюда и напитки;

  • как вы готовите кассовые документы.

Также я рекомендую вам прописать регламент бесконтактной доставки. Он не предусмотрен нормативными актами, но поможет вам и вашим сотрудникам действовать правильно в период эпидемии: минимизировать непосредственный контакт вашего курьера с заказчиками.

В регламенте бесконтактной доставки вам необходимо указать требования к действиям курьера и как должна происходить оплата и передача заказа.

Курьер не должен:

  • заходить в квартиру к заказчику;

  • передавать пакет с заказом непосредственно в руки заказчику;

  • принимать оплату наличными непосредственно в руки.


Курьер должен:

  • оставить перед квартирой заказчика доставленные еду и напитки и сдачу в конверте (если оплата наличными);

  • отойти на расстояние не меньше двух метров, чтобы заказчик мог забрать заказ и положить конверт с оплатой (при расчёте наличными).


Если у кого-то из ваших сотрудников есть симптомы простуды, они не должны допускаться к работе. Перед началом и несколько раз в течение рабочего дня вам надо измерять температуру сотрудников.

Также можно прописать аналогичный регламент для обслуживания навынос.

Требования к продаже навынос отличаются в разных регионах. Где-то можно продавать только через окошко, так как посетителям нельзя заходить в заведение. Где-то такого требования нет, поэтому можно продавать в зале через кассовую стойку.

Найдите постановление правительства по своему региону, которым введён режим работы общепита на период эпидемии, и посмотрите, что там указано.


Продажа через магазины и другие точки общепита

Чтобы продавать вашу продукцию через магазины и другие точки общепита, вам необходимо подтвердить её безопасность. Для этого вам надо получить декларации соответствия на эту продукцию.

Процесс получения декларации соответствия занимает около четырёх недель.

Для этого вы должны:

1. Разработать техническую документацию на вашу продукцию (ГОСТ, ТУ, СТО).

2. Отдать продукцию в лицензированную лабораторию для проведения лабораторных испытаний. По итогам вам дадут протокол испытаний.

3. Зарегистрировать через сертификационный центр декларацию соответствия в федеральной информационной системе (она называется «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»).  

После получения зарегистрированной декларации соответствия вы имеете право  размещать на упаковке своей продукции единый знак обращения на рынке Таможенного союза (ЕАС).


Правильный ОКВЭД

Чтобы продавать еду и напитки в формате доставки или навынос, у вас должны быть зарегистрированы соответствующие коды ОКВЭД.

Вам НЕ надо дополнять свои коды ОКВЭД, если у вас указан код 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». В этот код автоматически попадает и доставка, и обслуживание навынос.

Вам надо дополнять свои коды ОКВЭД, если при регистрации вы указали только коды нижнего уровня. Например, 56.10.1 «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания».

Для регистрации нового кода вам надо подать в налоговую заявление о внесении изменений в сведения об ИП или ООО. В заявлении укажите код 56.10.

Если вы организуете продажу своей продукции через магазины или другие точки общепита, вам нужно зарегистрировать коды ОКВЭД для торговли.

Для ООО добавление нового кода может повлечь изменение устава, если в нём перечислен закрытый перечень видов деятельности.

Инструкция по подаче заявления для ИП

Инструкция по подаче заявления для ООО, если устав меняется

Инструкция по подаче заявления для ООО, если устав НЕ меняется


Читайте также другие статьи, которые мы подготовили в связи с эпидемией коронавируса:

Эпидемия COVID-19: как обосновать необходимость изменения условий по арендной плате

COVID-19: как защитить сотрудников и гостей заведения от распространения коронавируса

09.04.2020

Подписаться

Комментарии для сайта Cackle
Подождите, происходит установка и настройка вашего облака.