1155 0 0

Что такое фудкост и как его считать

Узнайте, как посчитать фудкост и оценить рентабельность своего заведения. Мы добавили несколько советов о том, как управлять фудкостом, чтобы увеличить выручку.

Фудкост — это соотношение себестоимости блюда и цены, по которой вы его продаёте. Этот процент показывает рентабельность вашего заведения. Чем ниже фудкост, тем выше прибыль.

Фудкост нужно проверять один раз в две недели или чуть реже — раз в месяц.


Как посчитать фудкост

Обычно фудкост рассчитывают по формуле:

Формула расчёта фудкоста

Например, себестоимость одного блюда в ресторане — 350 рублей, а сумма выручки с этого блюда за день — 1500 рублей. Считаем: (350/1500)*100. Фудкост составляет 23%.

Важный момент: как считать себестоимость блюда.

Суммируйте все расходы, возникшие при производстве. То есть учитывайте не только закуп продуктов, но также транспортировку, расход электроэнергии — список может быть и длиннее, всё зависит от сложности.

В базовом виде расчёт полной себестоимости выглядит так:

Расчёт себестоимости блюда

Альтернативный расчёт фудкоста — автоматический.

Установите систему автоматизации Quick Resto: программа динамически рассчитывает и фудкост, и себестоимость. От вас требуется лишь вносить входные данные.


Норма фудкоста

Норма фудкоста для общепита — 25%.

  • У кофеен может быть ниже — 12–16%;

  • У ресторанов — 25–40%.

Опытные владельцы заведений не советуют бездумно гнаться за низким фудкостом: есть риск потерять качество продуктов или сервиса, а вместе с этим — клиентов.


Ксения Дмитриева
создатель правильного фастфуда #ZOZH (Москва):

Делать фудкост меньше 20–30% я бы не стала, потому что выбор продуктов станет ограниченным. Если хотите работать с качественными и свежими продуктами в среднем ценовом сегменте рынка и не в сетевом заведении, то ниже 20% опуститься не получится

Если у вас небольшое заведение, то при фудкосте выше 25% будет сложно. Ведь себестоимость блюда — это далеко не единственный пункт расходов в заведении. 

Фудкост меняется в зависимости от типа блюд. У нас он бывает чуть ниже для фирменных блюд, которые пользуются большим спросом. И чуть больше — на десерты. Рестораторы говорят, что лучший фудкост у супов: за счёт низкой себестоимости основного ингредиента — воды. Но у нас в меню нет супов.

Обычно фудкост контролирует бухгалтер-калькулятор. Но при небольшом меню и чёткой концепции, как у нас, над фудкостом может работать владелец бизнеса. Это занимает не более двух часов в месяц.

Вычисляем фудкост не чаще двух раз в неделю. Обычно это связано с введением какого-либо нового блюда — сезонного или акционного. Иногда изменяем фудкост, если у поставщика изменилась цена или нашли нового.

Как снизить фудкост


Как снизить фудкост

При этом, если фудкост получается высоким для вашего бизнеса, есть смысл попытаться его снизить. Проследите за тем, что на него влияет.

  • Поставщики и закупка
  1. Мониторьте цены поставщиков. В программе Quick Resto при внесении приходной на склад вы увидите индикатор: «зелёный» — цена снизилась, «красный» — повысилась.
  2. Увеличивайте список потенциальных поставщиков. Если кто-то резко повысил цены, у вас будет альтернатива.
  3. Если нужный ингредиент подорожал, сравните качество с другим и замените его на более дешёвый вариант.
  4. Обратите внимание, какие ингредиенты блюд гости оставляют нетронутыми: возможно, есть смысл отказаться от их приобретения или заменить более выгодными по стоимости.

  • Продукты
  1. Следите за сезонностью. Например, зимой уберите из меню блюдо с баклажанами. И наоборот: подготовьтесь заранее, чтобы добавить его в сезон низких цен.
  2. Проверяйте качество продуктов при их приёмке. Внимательно следите, тот ли кусок мяса вам привезли. И свежие ли овощи. Испорченные продукты увеличивают объём отходов и, соответственно, фудкост.
  3. Контролируйте работу кухни. Неправильная и небрежная разделка мяса или овощей повлечёт за собой лишние расходы.

  • Инвентаризация
  1. Будьте в курсе, сколько продуктов потратили на кухне и каким запасом располагает ваше заведение. Если снизить расход продукта, вы сможете закладывать при калькуляции меньше ингредиентов, и фудкост станет меньше.
  2. Выберите одного ответственного: следите за процессом сами или поручите проверку управляющему. 
  3. Выбирайте для себя удобный ритм проверки: раз в месяц, раз в неделю или ежедневно.

Упростите процесс инвентаризации — используйте Quick Resto. Система рассчитает количество продукта, которое должно остаться на складе. Вы легко отследите движение продуктов и будете вовремя пополнять запасы.


Запишитесь на бесплатную консультацию. Расскажем, как Quick Resto поможет вам в бизнесе:



Александр Грабко
совладелец ресторана «Баран-Баран» (Москва):

Есть два способа управления фудкостом:

1. Теоретический. Вы составляете меню, делаете расчёты в техкартах и определяетесь с максимальным уровнем фудкоста. Далее с помощью программы складского учёта следите за тем, чтобы цифра не отклонялась от желаемой. В теории расходы ресторана распределяются следующим образом: 30% — аренда и коммунальные услуги; 30% — зарплата персоналу и 30% — фудкост. А 10% — это прибыль. 

2. Практический. Когда уровень фудкоста определяют не расходы, а маркетинг — привлечение и удержание клиентов. И тут фудкост может быть любым. Например, в сети бургерных фудкост на блюда превышает 50%, и эту неблагоприятную ситуацию исправляют за счёт бОльшей наценки на напитки. 

Что происходит, когда фудкост растёт? Тут нужен анализ двух факторов — изменение цен поставщиков и точность соблюдения техкарт. В зависимости от причины роста принимайте решения. 

Правильное управления фудкостом — управление по модели, где фудкост — маркетинговая величина, а главная задача — увеличивать поток клиентов.

Фудкост и наценка


Фудкост и наценка: как выходить в «плюс»

Ритта Котлыкова
создатель кафе-кондитерской «Rittel» (г. Улан-Удэ):

Чтобы получить наценку одного блюда, составьте технологическую карту на него с указанием веса всех ингредиентов. Кратко опишите процесс приготовления и укажите граммы готового блюда. Затем, исходя из стоимости продуктов и всех затрат (доставка, хранение, зарплата персонала и т.д.), вы определите себестоимость одной порции. Чтобы остаться в плюсе, к себестоимости блюда прибавьте процент наценки. Он может быть любым, но чаще всего составляет от 100 до 500%.

Пример

Основной заработок кафе и ресторанов — это напитки. В среднем, наценка на чай достигает 323%, на кофе и алкоголь — 300%.

Чтобы приготовить напиток «Текила санрайз», ваш бармен использует 30 мл текилы, 10 мл гренадина, 200 мл апельсинового сока и одну соломинку. 

Литр текилы стоит около 1600 рублей, тогда 30 мл — 48 рублей. Литр гренадина —  250 рублей, соответственно, 10 мл — 2,5 рубля. Одна соломинка — 1 рубль. 

Итого: 48+2,5+1=51,50 рублей. Стоимость этого коктейля в барах варьируется, в среднем, от 250 до 300 рублей. Наценка составляет 250%.

Объём порций

После того, как вы назначите цены на блюда, продумайте объём порций.

  • Следите за размером и весом порций — обеспечьте кухню ресторанными весами, измерительными стаканами, порционными ложками и другими точными способами контроля.

  • Также «наблюдайте» за аппетитом гостей: посмотрите, остаётся ли еда на тарелках? Это повод уменьшить вес блюда и сделать перерасчёт в технологических картах. 

Объём порций зависит от формата заведения и стандартов в технологической карте. Возьмём среднестатистические данные основных позиций меню:

  • салаты и закуски — 150–170 гр;

  • супы и основные блюда (с учетом гарнира) —  300 гр;

  • десерты — 100 гр.

В погоне за прибылью или желанием исправить кризисную ситуацию некоторые рестораторы уменьшают граммы в тарелках. Обычно такое решение не идёт на пользу заведения. Любой посетитель это заметит и сделает выводы. Ваш гость больше не выберет кафе, где основным ингредиентом его любимого салата стала зелень, а лосось в «Филадельфии» просвечивает насквозь.

Клиент всегда оценит ваш честный подход и заботу, поэтому не забывайте о репутации — она вас кормит. И о фудкосте: получив автоматический расчёт и все необходимые цифры, вы поймёте, на чём сэкономить, что добавить, а что убрать.

Современная автоматизация

27.09.2019

Подписаться

Комментарии для сайта Cackle

Получите персональное предложение по автоматизации:

Подождите, происходит установка и настройка вашего облака.